HR-Performance

Что нам стоит стать бизнес-тренером?

Профессия БТ в России до сих пор официально не существует, т.к. она не введена в тарифно-квалификационный перечень профессий министерства труда. Соответственно, не существует и официальной сертификации БТ. Есть лишь отдельные тренинговые компании, которые проводят сертификацию. Чтобы тренеру стать сертифицированным, он платит от 2000 долларов и проходит ассессмент-центр, а также предоставляет 2-4 часа видеозаписи своего тренинга. На выходе его оценивают по компетенциям. Чаще эти компетенции подразумевают ораторское мастерство, методологию тренинга, умение управлять групповой динамикой и т.п.

Итак, отсутствие сертификации – огромный плюс в кассу новичков. Никто и никогда не сможет потребовать с вас государственного диплома со специальностью бизнес-тренер.

Вторым важным моментом является отсутствие стартового капитала. За душой можно иметь лишь страстное желание стать БТ, и этого уже будет достаточно. Потому карьера БТ так привлекает новичков. Все они тотчас выходят на рынок и начинают предлагать свои услуги. Их-то и не боятся маститые и признанные, потому что ни о какой конкуренции речи идти не может.

Бизнес-тренер – он как врач: для него лучшая реклама – это рекомендация друзей и знакомых.

«Существует три стадии развития бизнес-тренера», — рассказывает в интервью «Большому Бизнесу» Владимир Козлов, известный бизнес-тренер и специалист по ведению переговоров, — «На первой стадии тренер просто работает с системой упражнений. Тренер второго уровня определяет проблемы клиента и строит возможные пути их решения на основе своего жизненного опыта. Если ты сам никогда не заключал контракта с крупными компаниями-монополистами, то ты не сможешь научить этому другого человека.

То же самое и с азиатскими партнерами – если ты никогда с ними не работал, то никакие книги не помогут преодолеть барьер восприятия бизнеса в целом. А тренер третьего этапа развития уже ощущает ситуацию, чувствует зоны ближайшего развития человека. Поэтому после преодоления первого уровня программа тренинга как таковая уже не важна. Важным становится умение идентифицировать проблему человека». А новички, как правило, и работают с «приемчиками» и упражнениями.

Пусть профессии БТ официально и нет, тем не менее, существуют школы и центры повышения квалификации тренеров. Это является отдельным видом тренингов, или бизнеса – как хотите…

  • педагоги из ВУЗов – хотят внести в учебную программу методы интерактивного обучения и получить дополнительный заработок через проведение тренингов в бизнес-среде;

  • психотерапевты – хотят к своей квалификации добавить навыки БТ, чтобы проводить тренинги, т.к. они оплачиваются выше, нежели психотерапевтические группы;

  • студентов и выпускников ВУЗов очень мало – процента 2 – они хотят получить профессию бизнес-тренер, т.к. наслышаны о ее перспективности;

  • руководители и владельцы малого бизнеса – немного устали от своей работы и хотят добавить свежих впечатлений, обучая своих сотрудников;

  • люди самых разных профессий, включая и домохозяек в возрасте от 40 лет – ими движет желание повысить свою стоимость на рынке. С возрастом возможность найти хорошую работу снижается. А бизнес-тренеру, как и любому другому преподавателю, возраст играет на руку, т.к. стершему и опытному ученики инстинктивно доверяют больше.


Оставшиеся 30% — это уже состоявшиеся бизнес-тренеры.


Все без исключения тренеры, с которыми удалось пообщаться интернет-журналу «Большой Бизнес» говорят о том, что регулярно проходят бизнес-тренинги. Как правило, фамилии преподавателей называют одни и те же.

«Ремесло тренера разнообразно: просто знаний, умений и навыков недостаточно», — говорит Екатерина Михайлова, ведущий Тренер Центра обучения персонала «КЛАСС», — «Это далеко не всё. Фигура бизнес-тренера появилась в ответ на самые разные потребности, возникающие у разных заказчиков. Главное – это умение понимать такие потребности. Тренеру важно находить баланс между позицией эксперта – “Я знаю, что вам на самом деле нужно, будем делать так”, — и позицией “говорящего орудия”: “Скажите чему учить, научим”».

А еще важно учитывать и использовать весь свой опыт, и не только тренерский, отмечает Михайлова. «Наши слушатели, в основной массе, люди взрослые и пришли к решению стать бизнес-тренером разными и очень интересными путями: у кого-то был свой бизнес, кто-то работал в HR -отделах крупных компаний, кто-то уже тренирует, но хочет расширить спектр своих возможностей. Здесь уместна старая английская пословица “хорошо не то, что хорошо, а что подходит”. Этому учить довольно трудно.

Многие даже очень умные люди в тайне верят в простые рецепты, в “приемчики”. Но тренер не должен быть лишь надрессирован для исполнения нескольких номеров. Скорее речь идет об умении самому себе эти номера придумывать и ставить», — говорит наш собеседник.

«Тренеры никогда не станут продуктом «конвейера» бизнес образования, — говорит известный специалист по обучению техники продаж Сергей Ребрик. — Это продукт, сам себя сделавший. На одних технологиях работы с группой далеко не уедешь, необходимо стать экспертом в бизнесе клиента.

Был период, когда считалось, что тренер должен быть невидим ( transparent ), он только должен направлять активности группы. На самом деле тренер должен выступать и как эксперт, предлагая те или иные решения. На тренинге происходит своеобразная продажа идей, подходов, методов. Наблюдается тенденция сращивание профессии бизнес тренера, с профессией бизнес-консультанта».

Автор: Евгения Бубнова 

Контакты