Признание первостепенности человеческого фактора, его экономической полезности и социальной ценности выводит на первый план проблемы эффективного использования человека труда в качестве основной силы уверенного продвижения страны по пути инновационного развития. Организации, заинтересованные в оптимальном использовании человеческих ресурсов, приходят к осознанию необходимости создания высокоэффективных управленческих механизмов, в основе которых лежит стратегический подход к использованию трудового потенциала и его развитию на качественно ином уровне.
В связи с этим, в настоящее время повышенный интерес, как у научного сообщества, так и у представителей бизнеса, вызывает внутри-фирменное предпринимательство (интрапренерство) как организационный феномен, суть которого заключается в полноценной реализации трудового потенциала и развитии предпринимательской активности ин-дивидов внутри организации.
Особенно актуальным данный феномен представляется с точки зрения эволюции теории предпринимательства, позволяющей рассматривать предприятие как систему корпоративного предпринимательства. Общеизвестным фактом является то, что реализация предпринимательской функции является прерогативой преимущественно управленческого ядра, объединяющего собственников, совет директоров и топменеджмент, в то время как все остальные работники остаются практически невостребованными в активной предпринимательской деятельности и не имеют возможности реализации своего предпринимательского потенциала, что, несомненно, является фактором, сдерживающим развитие предприятия.
Концепция внутрифирменного предпринимательства рассматривается авторами как модель организации, в которой ключевыми фигура-ми становятся наемные работники – интрапренеры, действующие как «предприниматели в предпринимательстве». На наш взгляд, своеобразный статус интрапренера не зависит от формальных признаков: образования, должности, возраста и пр. Ему, прежде всего, свойственны две ключевые характеристики: «внимательность» к неиспользованным возможностям, напрямую связанная с его опытом, знаниями и рабочими процедурами, и желание получить выгоду (дополнительный доход за счет новых элементов системы стимулирования, карьерный рост, возможность экономии различных видов ресурсов, в частности, рабочего времени и усилий). Эти принципиальные характеристики при наличии ряда условий способны запустить внутри организации предпринимательский процесс.
В поддержку рассматриваемой концепции говорят и наблюдаемые изменения в социальной среде, связанные с удовлетворением в значительной массе базовых потребностей человека (выживанием и физической безопасностью), и стремлением работников к самостоятельной деятельности и самовыражению. В частности, Р. Хизрич говорит о растущей потребности индивидов в том, чтобы «заниматься своим делом и делать это на своих собственных условиях». Жажда ответственности и сильное стремление к самовыражению сотрудников, верящих в свой талант, приводят к тому, что они «желают заполучить больше самостоятельности в рамках организационной структуры» (1, с. 76).
Правда, нельзя не отметить, что мнения ученых на этот счет разделились. В то время, как одни возносят идею интрапренерства на уровень открытия, видя в ней движущую силу грядущих революционных перемен в бизнесе, другие полагают, что интрапренерство – это не более, чем неудачная имитация структур мелких фирм в рамках больших корпораций. Вряд ли можно делать столь безапелляционные заключения, не рассмотрев контекст (условия, стадия развития, время и пр.). Тем не менее, можно привести примеры крупных зарубежных компаний (Thermo Electron, Corning и 3М), с успехом реализующих концепцию внутрифирменного предпринимательства. Заметим, что немаловажным фактором успешного развития внутрифирменного предпринимательства является предпринимательская восприимчивость организаций, под которой понимается готовность организации к восприятию и внедрению предпринимательских идей, ориентация на демократичный механизм управления, интеграция предпринимательских инициатив работников и корпоративных стратегий.
На наш взгляд, проблематика развития внутрифирменного предпринимательства заслуживает внимания исследователей разных уровней и требует более глубокого изучения. Повышение интереса к интрапренерству как новой форме организации труда диктуется объективными тенденциями развития человечества. Непрерывное нарастание скорости изменений внешней среды, ее стремительное усложнение, и, как следствие, возрастание числа ситуаций, неопределенных и атипических, с одной стороны, и интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов, подчас имеющие революционный характер, с другой стороны, вынужденно привлекают внимание к поиску новых возможностей и выявлению скрытых резервов для всестороннего развития организаций. Наша позиция относительно внутрифирменного предпринимательства артикулирует в этой связи возможности, связанные с реализацией предпринимательского потенциала работников, задействование которого может дать столь необходимый инновационный импульс не только отдельным субъектам хозяйствования, но и экономике России в целом.
Литература
1. Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Советы начинающему предпринимателю / Р. Хизрич, М. Питерс; пер. с англ.; общ. ред. B.C. Загашвили. – Вып. 5. – М.: Про-гресс, 1993.
Авторы: Т.Г. Агиевич, О.В. Юрова
Волгоградский государственный технический университет
(Российская Федерация, г. Волгоград)
Источник: Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сборник материалов Второй Международной научно-практической интернет-конференции.– М.: МАКС Пресс, 2010. С. 16-18.