Например, собеседование проводится с кандидатом, который на предыдущем месте работы не реализовал свой потенциал или имел опыт в совершенно другой области бизнеса, нежели тот, что указан в вакансии. Для рекрутера очевидно, что есть большая разница между тем, что делал соискатель на предыдущем месте, и тем, что ему предстоит делать в новых рабочих условиях. В таком случае простая беседа о карьерном пути, указанном в резюме, не даст нужной информации для оценки претендента на должность, то есть целью такого интервью будет оценка соответствия потенциала кандидата требованиям вакансии. Существуют и другие примеры, когда наличие нужных квалификации и опыта не гарантирует, что новый сотрудник даст компании ожидаемый результат. Практика показывает, что в случае смены организационной культуры, условий работы, коллектива, удаленности от дома и прочих факторов, может измениться механизм мотивации и снизиться производительность сотрудника, нанятого в новую компанию. В таком случае целью интервью может стать проведение разносторонней оценки. Чтобы провести разностороннюю оценку соискателей, существуют разные виды интервью, которые помогают определить в какой степени кандидаты обладают необходимыми профессиональными и личностными характеристики.
Виды отборочного интервью
Компанию чаще всего интересует предыдущий опыт соискателей, развитие их карьеры, наличие определенных компетенций и личные качества. В связи с этим рекрутеры используют информацию, перечисленную в резюме соискателей в качестве основы для вопросов. Часто мы наблюдаем такую картину, когда рекрутер берет резюме, садится с ним напротив кандидата и просит его сначала рассказать немного о себе. Далее все вопросы формулируются в такой форме: «у Вас тут написано, что Вы делали то-то…, а как Вы это делали, расскажите». У кандидата возникает сразу несколько вопросов в ответ:
— рекрутер пришел на интервью неподготовленным?
— рекрутер не прочел резюме заранее и хочет, чтобы соискатель пересказал все, что написано в резюме своими словами?
— а разве в резюме непонятно написано о соискателе, который сидит напротив?
— если из резюме все понятно, что именно рекрутер хочет услышать в ответ на «расскажите немного о себе»?
Какую информацию получает рекрутер по окончании такого интервью? Очевидно, он просто подтверждает то, что было написано в резюме соискателя. Если рекрутер не получил дополнительную фактическую информацию, то его выводы о кандидате основываются на ощущениях, интуитивных и эмоциональных предположениях. Это означает, что профессиональный и личностный образ кандидата достраивается с точки зрения рекрутера, на основе субъективных оценок. Очевидно, что невозможно сопоставлять полученную кинестетически информацию с требованиями вакансии и делать выводы о том, подходит кандидат на данную должность или нет. В таком случае возникает вопрос о целесообразности собеседования, которое было потрачено на выявление уже установленных фактор, и формирование личного впечатления рекрутера о кандидате. Для безошибочного выбора кандидатуры нужна фактическая информация, которая позволяет сопоставить имеющиеся компетенции кандидатов и их потенциал с теми, что требуются для должности. Для этого можно применять разные виды интервью. Интервью можно классифицировать по трем отличительным чертам:
— по теме беседы,
— по предмету (содержанию) оценки;
— методу оценки и направлению вопросов (см. Таблица 5).
Таблица 5. Наиболее распространенные отборочные интервью
Биографическое |
Направлено на выявление карьерного пути, причин увольнений и поиска новой работы. Включает вопросы не только о работе, но и о жизненных ситуациях, которые повлияли на выбор профессии |
Проективное |
Направлено на выявление скрытых мотивов при выборе той или иной формы поведения. Выявляет истинное отношение соискателя к определенным рабочим аспектам с помощью проекции вопросов на других людей или ситуации, которые случаются с другими людьми |
Кейс-интервью |
Направлено на выявление конкретных профессиональных, управленческих, личностных компетенций. Проводится через ситуацию, которую описывает рекрутер и просит проаннотировать и принять решение. Как правило дается соискателю на бумажном носителе с просьбой разрешить описанную там ситуацию |
Структурированное |
Направлено на выявление определенных данных о соискателях. Проводится по идентичным последовательным вопросам, чтобы потом можно было сравнить ответы опрошенных соискателей между собой и сделать выбор |
Стрессовое |
Направлено на выявление моделей поведения в нестандартных ситуациях. Соискателей погружают в обстановку, создающую стресс, и оценивают реакцию соискателя на предмет того, соответствует ли она ожидаемой или нет |
Мотивационное |
Направлено на выявление стимулов соискателя, его мотиваций к работе. Проводится через тестирование, разработку мотивационной карты |
По компетенциям |
Направлено на выявление потенциала, способностей и возможностей соискателя. Его знаний, умений и навыков, которые он не в полной мере использовать на предыдущем месте работы, но которые необходимы на предлагаемой должности |
Поведенческое |
Направлено на выявление поведения соискателя, которое он демонстрировал на предыдущих местах работы. Проводится через вопросы о том, как работник себя вел в той или иной рабочей ситуации. По ним оцениваются возможные формы поведения в будущем |
Учитывая разнообразие последовательностей и этапов проведения собеседования, а также количества интервьюеров и соискателей, можно выделить следующие типы интервью:
Индивидуальное |
Проводится одним интервьюером с одним соискателем |
Групповое |
Проводится одним интервьюером со многими соискателями |
Многоэтапное |
Проводится несколькими интервьюерами в разное время |
Коллегиальное |
Проводится несколькими интервьюерами с одним соискателем |
Часто многие из проводимых интервью окружены определенным антуражем. В зависимости от целей и предмета беседы интервьюеры выбирают определенные способы проведения интервью или обстановку, в которой соискатель проявит свои качества. Исходя из разнообразия технических средств, которые используются на разных этапах и при определенных условиях, можно выделить следующие интервью:
Телефонное |
Проводится по телефону для уточнения деталей и приглашения на интервью |
Видео интервью |
Проводится в записи ответов соискателя на предварительно высланные вопросы или произвольно |
Ланч-интервью |
Проводится в ресторане или кафе, чтобы создать непринужденную (неформальную) обстановку для беседы и оценить, как ведет себя соискатель |
Онлайн-интервью |
Проводится с помощью технических средств в интернете, например через skype или онлайн-тестирование за ограниченное время. |
Тест-интервью |
Проводится в форме вопросов и вариантов ответов на бумажных или электронных носителях, как правило, на выявление профессиональных знаний |
Анкетирование |
Проводится в форме анкеты с вопросами или формами для заполнения данных |
Более подробно читайте в книге Людмилы Папковой «Практика эффективного ректурмента». — М. 2013
Add comment