HR-Performance

Понятие социального партнерства

Прежде чем перейти к рассмотрению социального партнерства в установленном юридическом и управленческом смысле, нужно обратиться к этому понятию с точки зрения различных авторов. Например, Кибанов А. Я. в энциклопедическом словаре по управлению организацией дает следующее определение: «Социальное партнерство – форма сотрудничества наемных работников, представляемых трудовыми коллективами и профсоюзами, и работодателей, часто объединенных в ассоциации предпринимателей…».

Философский энциклопедический словарь

– «Социальный – от лат. Socialis — общий, общественный – название всего межчеловеческого, т.е. всего, того, что связано с совместной жизнью людей, различными формами их общения, в первую очередь того, что относиться к обществу и общности, что имеет общественный характер».

Зинченко Г.П.

специалист, написавший работы в области социологии государственной службы, в своем учебнике по социальному партнерству, дает следующее определение: «Социальное партнерство представляет собой форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и т.др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации».

Андрейченко В.В., Горин Н.И.

и другие в своей книге Социальное партнерство: опыт технологии и оценка эффективности дают следующее определение: «Под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на переговоры  и поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально – экономических отношений в сфере труда.

В этом узком смысле социальное партнерство представляет собой социальную технологию регулирования социально – трудовых отношений на предприятиях и в организациях». Данная узкая трактовка понятия социального партнерства широко критикуется в различных авторских кругах. Среди специалистов занимающих правовым и экономическим регулированием вопросов, связанных с социальным партнерством нет единого понимания содержания и широты социального партнерства.

Эти отношения могут охватывать предприятия территории, региона, отрасти или все предприятия страны. Как бы то ни было, в конечном итоге, социальное партнерство в приведенном определении направлено на регулирование социально – трудовых отношений на предприятиях и в организациях. По мнению ряда авторов, узкая трактовка понятия социального партнерства не соответствует тем реальным тенденциям в социально – трудовой сфере, которые характерны не только для развитых стран, но и для Российского общества.

В этой связи, чтобы придти к правовому пониманию и обоснованию понятия социального партнерства необходимо проанализировать опыт формирования социального партнерства как особого социального института в контексте не только социально – экономической, но и политической, духовной сфер общественной жизнедеятельности.

  • Во – первых, любая правовая норма формируется на основе уже существующего социального взаимодействия.Социальное взаимодействие – любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом. Понятие «социальное взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, отличающихся по социальным статусам (позициям) и ролям (функциям). В нашем случае это позиции (статусы) работодателя и работника. В любом случае это межличностные отношения, возникающие в определенных условиях места и времени. В контексте нашей темы речь может идти об организационном пространстве и времени взаимодействия работников и работодателей.
  • Во – вторых, правовые нормы регулируют социальные и трудовые взаимоотношения, которые берут свое начало от социального участия. Наиболее универсальное определение социального участия принадлежит американскому ученому Дж. Нагелю: «действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности».
    В современном, общепринятом понимании «социальное участие – это вовлечение граждан в реализацию государственных программ, решение проблем, стоящих перед обществом, с целью снижения социальной напряженности, устранения конфликтов.

Реализуется это участие на принципах коллективной ответственности и социального партнерства. Т.е. это такая форма участия, которая выражается в действиях общества, влияющих и выражающих свою волю по отношению к государству. Например: демонстрации, митинги, забастовки, голосования, протесты.

На уровне государства социальное участие проявляется между обществом и государством.

На уровне организаций социальное участие проявляется во взаимодействии работников и работодателей.

В – третьих, законодательство регулирует такое социальное явление как социальный обмен. В общественных отношениях взаимодействия социальных сил, сегментированных групп могут носить принудительный или добровольных характер. В последнем случае это примеряющие и сближающие взаимовыгодные начала, составляющие основу добровольного социального обмена предложениями, ценностями, идеями и т.д.

В итоге сотрудничество на основе взаимной выгоды научает людей, социальные группы и организации жить вместе и эффективно управлять общественными отношениями. Если же отношения социального обмена не принимаются в расчет, то результаты взаимодействия субъектов будут неадекватными, неэффективными.

Социальное поведение людей основывается на взаимной выгоде. Это добровольный социальный обмен определяется взаимовыгодностью деятельности людей и групп. Например: в отношениях между работником и работодателем.

Какая взаимная выгода у работодателя и работника?

Чтобы ответить на этот вопрос, задайтес еще одним: почему у нас большая, доминирующая часть населения нанимается на работу, вместо того, чтобы работать на себя — октрыть, пусть маленький, но совй бизнес? Ответ на этот вопрос, поможет ответить на тот, который посталвен во главе абзаца. Выгоды рядового работника в том, что он огражден от забот о конечной прибыли компании, о выплате налогов, о конкурентах и тому подобных проблем, которые каждые день беспокоят собственнок этих организаций.

Рядовой работник приходит на уже организованное рабочее место и не беспокоится о том, что аренда этого рабочего места уже оплачена, оплачены комунальные услуги, парковка и т.д. Работник приходит в назначенное время, выполняет вверенные ему функциоанальные задачи, и покидает офис в положенный час, не заботясь о том будет ли в сохранности имужество и сам офис, который он только что покинул. В общем, наемный работник получает выгоду защищенности от перечисленных и иных проблем.

В замен, работник отдает большую часть свой жизни на то, чтобы способсвовать своим трудом достижению целей бизнеса, которую ведет нанявшая его компания. С другой стороны, работодатель, получает выгоду от труда, выполняемого наемным работником. Таким образом взаимодействие социальных групп происходит по законам социальной выгоды.

Социальная выгода – это мера платы и вознаграждения, извлекаемая в процессе социального обмена. Каждый субъект социального обмена стремиться минимизировать свои затраты и увеличить вознаграждение. На уровне социума идет постоянный поиск баланса между затратами и вознаграждением различных сторон социального обмена. И основным рычагом регулирования данного вопроса является право, законодательство.

Тезис: большая часть социальных норм не закреплена в законах. Можно сказать, что большую часть социальных отношений регулируют представления общества о том, как должно быть, какие формы поведения допускаются какие нет. Общество устанавливает меру должного и дозволенного. Во взаимоотношениях между работником и работодателем социальное партнерство законодательно закреплено и играет роль баланса.

Нормы взаимодействия между работником и работодателям зависят от множества факторов. Прежде всего от формы и характера государственного управления. Например: в тоталитарном государстве право на социальные выгоды имеет только государство (как социальный и политический институт управления). Ради достижения государственной выгоды оправданы любые действия. В данном случае о партнерских отношениях между работником и работодателем не может быть и речи.

Фундаментом регулирования социально – трудовых отношений на принципах социального партнерства, прежде всего, является  гражданское общество. В отношении России этот вопрос является острым, дискуссионным и не решенным/не решаемым в настоящее время. Вопрос взаимодействия между государством и обществом в демократических, гражданских условиях решается в пользу социума (общества). Учитывая особенности нашего экономического, социального и правового развития, регулирование социально – трудовых отношений имеет специфический характер. Принципы гражданского общества способствуют построению системы трудовых взаимоотношений между работником и работодателем на основе социального партнерства.

Каковы основные пути формирования и закрепления социально — трудовых отношений на принципах социального партнерства?

С правовой точки зрения у государства есть два пути законодательного закрепления регулирования каких-либо социальных отношений.
Например: в первом случае в обществе сначала возникают социальные отношения, на основе сложившихся правил поведения, социальных норм внеправового характера, и потребности решить какие-либо возникающие споры, затем законодатель пишет закон.

Во — втором случае, если государство желает подтолкнуть общество к завязыванию новых социальных отношений, которых в обществе нет, законодатель создает закон исходя из экономической или политической потребности, тем самым провоцируя общестов создвать новые социальные институты и отношения. То есть они являются либо причиной, либо следствием какого-либо социального факта.

Таким образом, возникновение социального партнерства, как социального, экономического института породило необходимость правового урегулирования. В нашей стране становление социального партнерства происходит «искусственно», по инициативе государства, а не общества. С появлением бизнеса в России прежние формы организации производственных предприятий перестали существовать. Новый бизнес не создавал профсоюзов, на смену им появились новые формы управления, основанные на западных схемах мотивации персонала.

Однако уже в пору правления Ельница понимали, что бизнес должен нести социальную ответсвенность перед обществом и своим наемным работником. Потому были предприняты первые попытки предоставить право сотрудникам предприятий на создание управленческих структур, которые могли бы защищать их интересы. Так появился дополнительный рычаг управления — социальное партнерство.

Автор: Таловерова Людмила

Контакты