Специфическими признаками региональных комиссий являются:
— трехсторонний характер их создания и деятельности, принятие всех решений по согласованию между тремя сторонами комиссии;
— функционирование на постоянной основе;
— осуществление социального партнерства в различных формах.
Характерным примером правового регулирования деятельности региональной комиссии можно считать Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве», который предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со ст. 6 Закона Комиссия формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных Постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей).
Московская трехсторонняя комиссия:
ведет коллективные переговоры, подготавливает проект,
обсуждает и заключает Московское трехстороннее соглашение;
оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений, окружных соглашений;
участвует через создаваемые рабочие органы и группы в разработке городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений, окружных соглашений; осуществляет контроль за выполнением условий Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных, окружных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня; оказывает содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства Москвы, и др.
Помимо участия в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений Московская комиссия активно сотрудничает с органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
проводит консультации по выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Москве;
вносит предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;
обсуждает проекты законов города Москвы, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти Москвы по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений.
Территориальные трехсторонние комиссии создаются в соответствии с региональными законами о социальном партнерстве. Как правило, они являются постоянно действующими органами. Некоторые законы субъектов Российской Федерации это прямо подчеркивают. Например, Закон Волгоградской области от 29 ноября 1999 г. N 330-ОД «О социальном партнерстве в Волгоградской области» указывает, что территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются постоянно действующими (ст. 10 Закона).
В других регионах срок полномочий территориальных комиссий определяется по соглашению сторон (ст. 14 Закона Красноярского края от 8 февраля 2001 г. N 13-1167 «О социальном партнерстве в Красноярском крае»). Территориальные комиссии обычно создаются на районном (городском) уровне из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей.
Они наделяются полномочиями на:
ведение коллективных переговоров, подготовку и заключение территориального соглашения;
рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения территориального соглашения;
согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на уровне района (города);
содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне района (города);
решение иных вопросов социально-трудовых отношений, определяемых сторонами (Закон Республики Карелия от 13 февраля 2001 г. N 474-ЗРК «О социальном партнерстве в Республике Карелия»).
На отраслевом уровне по сложившейся практике образуются трехсторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений. В состав таких комиссий на федеральном уровне входят соответствующие объединения работодателей, иные представители работодателей, действующие в отрасли (отраслях), профсоюзы и их объединения, Минтруд России.
Комиссии создавались для заключения определенных соглашений и действовали только в период ведения коллективных переговоров. Редакция ч. 5 комментируемой статьи допускает возможность образования постоянно действующих отраслевых комиссий.
Отраслевые комиссии могут создаваться как на двух-, так и на трехсторонней основе, т.е. с участием соответствующих органов исполнительной власти. Однако соглашение заключается представителями работников и работодателей (ст. 45 ТК), органы исполнительной власти не принимают на себя дополнительных обязательств. В соответствии с ч. 5 данной статьи отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном и региональном уровнях. Создание и деятельность отраслевых региональных комиссий по ведению коллективных переговоров часто определяются региональным законодательством. Так, Закон Чувашской Республики от 16 апреля 1999 г. N 5 «О социальном партнерстве» предусматривает создание республиканских отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии создаются для взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства на отраслевом уровне в целях решения проблем социально-экономического развития отрасли (отраслей), установления условий и оплаты труда, социальных гарантий работников отрасли (профессиональных групп), регулирования социально-трудовых отношений в организациях отрасли, подготовки проектов, обсуждения и заключения республиканских отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений.
Они формируются отраслевыми органами исполнительной власти Чувашской Республики, республиканскими отраслевыми объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, состоят из их полномочных представителей и работают на постоянной основе. Помимо ведения коллективных переговоров и заключения отраслевых республиканских соглашений такие комиссии осуществляют контроль за выполнением республиканских отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений и федеральных отраслевых (тарифных) соглашений, вносят в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих эти соглашения (ст. 8 Закона).
На практике отраслевые комиссии образуются и на территориальном уровне (муниципальное образование). Это учитывает проект Федерального закона N 329663-3 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающий возможность создания таких комиссий и на уровне муниципального образования (территориальном уровне). Некоторые законы субъектов Российской Федерации специально указывают на создание отраслевых комиссий в муниципальном образовании. Так, в Чувашской Республике создаются территориально-отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 10 Закона Чувашской Республики от 16 апреля 1999 г. N 5 «О социальном партнерстве»).
Эти комиссии создаются для взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства на отраслевом уровне городов (районов) Чувашской Республики в целях решения определенных социально-трудовых и экономических проблем, связанных с территориально-отраслевыми особенностями городов (районов), подготовки проектов, обсуждения и заключения территориально-отраслевых соглашений. Они формируются органами местного самоуправления, территориально-отраслевыми объединениями профсоюзов и соответствующими объединениями работодателей, состоят из их полномочных представителей и работают на постоянной основе.
Наряду с заключением соответствующих отношений территориально-отраслевые комиссии осуществляют контроль за выполнением на соответствующей территории в соответствующих отраслях республиканских трехсторонних соглашений, республиканских отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, территориальных соглашений, территориально-отраслевых соглашений, вносят в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих эти соглашения.
Для того чтобы обеспечить учет общественных интересов при заключении соглашений любого вида и уровня, введено правило об участии в коллективных переговорах соответствующих финансовых органов, если соглашение предусматривает полное или частичное бюджетное финансирование. На уровне организации коллективные переговоры ведет специальная комиссия, на которую возложена задача подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Комиссия создается на равноправной основе из представителей работодателя и работников. Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры и полномочия должностных лиц, которых он направляет в комиссию по ведению коллективных переговоров.
Лица, представляющие интересы работников, избираются профсоюзным органом, иным представителем работников или единым представительным органом (см. коммент. к ст. ст. 29 — 31, 37 ТК). Создание комиссии целесообразно оформить совместным решением сторон, поскольку с момента ее создания лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются специальные гарантии (см. коммент. к ст. 39 ТК).
Add comment