Необходимо отметить, что зачастую ученые и обыватели вос-принимают данную категорию лишь как некие социальные способности индивида, охватывая тем самым лишь наши взаимоотношения с внеш-ним миром. Эта категория, несомненно, входит в понятие эмоционально-го интеллекта, однако исследователи данного вопроса забывают об управлении нашим внутренним миром, который лежит в основе соци-альных способностей человека.
Проанализировав ряд современных западных исследований на эту тему, в модель эмоционального интеллекта можно включить пять основных категорий:
- самосознание и контроль;
- эмпатию к окружающим;
- социальные навыки;
- личное влияние;
- целеполагание (1–4).
Определить их и выделить соответствующие компетенции инди-вида можно следующим образом:
Самосознание и контроль подразумевают под собой спо-собность индивида к самопознанию и использованию полученной таким образом информации для эффективного управления своими эмоциями.
Данная категория предполагает наличие у работника таких компетенций как:
- точное восприятие и понимание своих эмоций и их влияния на производительность его труда;
- достоверная оценка своих сильных и слабых сторон;
- понимание собственного воздействия на окружающих;
- самоменеджмент и самоконтроль, включая управление гне-вом, разочарованием и т.д.
Эмпатия определяется как способность индивида к воспри-ятию чужих переживаний.
Она включает в себя следующие компетенции:
- навык активного слушания;
- принятие различных точек зрения на проблему;
- понимание того, как дела и поступки конкретного человека влияют на окружающих его людей;
- желание помогать другим людям.
Социальные навыки предполагают умение индивида строить искренние взаимоотношения с другими людьми и выражать свою заботу и позитивное отношение к ним.
В эту категорию входят такие компетенции работника как:
- умение грамотно строить взаимоотношения с людьми;
- навыки организации труда на основе здравого смысла;
- умение сотрудничать и работать в команде;
- способность к разрешению возникающих конфликтов.
Личное влияние представляет собой способность индивида вдохновлять самого себя и других людей.
Здесь важны следующие компетенции:
- наличие лидерских качеств;
- умение создавать позитивную рабочую атмосферу;
- способность добиваться положительных результатов не только от себя, но и от других людей.
Целеполагание подразумевает полное самосознание и по-строение своей жизни согласно своим индивидуальным целям и ценностям.
Оно включает в себя следующие компетенции:
- умение ставить перед собой правильные цели;
- способность их достигать.
Три из вышеперечисленных категорий – самосознание и контроль, эмпатия и целеполагание относятся к внутреннему миру индивида, остальные предопределяют его отношения с внешним миром. Тем не менее, важно понимать, что все они состоят в тесной взаимосвязи друг с другом. В основе «пирамиды» составляющих эмоционального интеллекта лежит целеполагание индивида, которое определяет его самосознание и контроль, зависящие друг от друга напрямую.
Следом идет эмпатия, которая также относится к внутреннему миру человека и должна проявляться индивидом до того, как он вступает в какие-либо отношения с внешним миром. Таким образом, эмпатия выступает в роли определенного переходного элемента между внутренними и внешними составляющими эмоционального интеллекта. Далее идут социальные навыки индивида и его личное влияние на окружающих.
Таким образом, для наиболее четкой диагностики потенциального работника необходимо разрабатывать психометрическую и общую оценочную модель, анализирующую все вышеперечисленные компетенции индивида, отражающие природу его эмоционального интеллекта. Основная задача такого рода модели заключается в глубинно-ориентированном подходе к оценке психологических качеств работника, что позволит более точно спрогнозировать его последующие действия и поведение в коллективе, а также определить необходимые области для его дальнейшего развития.
Литература
- Hews G. Emotional intelligence: science and myth. – Massachusetts In-stitute of Technology, 2002.
- Hughes Marcia M. Emotional intelligence in action: training and coach-ing activities for leaders and managers. – Pfeiffer, 2005.
- Lynn Adele B. The emotional intelligence activity book: 50 activities for developing EQ at work. – AMACOM, 2000.
Автор: Д.Б. Аксюткина
Департамент по работе с персоналом
ФГУП Институт точной механики
и вычислительной техники имени С.А. Лебедева РАН
(Российская Федерация, г. Москва)
Источник: Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сборник материалов Второй Международной научно-практической интернет-конференции.– М.: МАКС Пресс, 2010. С. 18-20