HR-Performance

Эмоциональный интеллект как одно из основополагающих качеств современного работника

Эмоциональный интеллект можно определить как некий уровень способности человека управлять собой и своим социальным окружением в собственных целях, понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих.

Необходимо отметить, что зачастую ученые и обыватели вос-принимают данную категорию лишь как некие социальные способности индивида, охватывая тем самым лишь наши взаимоотношения с внеш-ним миром. Эта категория, несомненно, входит в понятие эмоционально-го интеллекта, однако исследователи данного вопроса забывают об управлении нашим внутренним миром, который лежит в основе соци-альных способностей человека.

Проанализировав ряд современных западных исследований на эту тему, в модель эмоционального интеллекта можно включить пять основных категорий: 

  • самосознание и контроль;
  • эмпатию к окружающим;
  • социальные навыки;
  • личное влияние;
  • целеполагание (1–4). 

Определить их и выделить соответствующие компетенции инди-вида можно следующим образом:

Самосознание и контроль подразумевают под собой спо-собность индивида к самопознанию и использованию полученной таким образом информации для эффективного управления своими эмоциями.

Данная категория предполагает наличие у работника таких компетенций как:

  • точное восприятие и понимание своих эмоций и их влияния на производительность его труда; 
  • достоверная оценка своих сильных и слабых сторон;
  • понимание собственного воздействия на окружающих;
  • самоменеджмент и самоконтроль, включая управление гне-вом, разочарованием и т.д.

Эмпатия определяется как способность индивида к воспри-ятию чужих переживаний.

Она включает в себя следующие компетенции:

  • навык активного слушания;
  • принятие различных точек зрения на проблему;
  • понимание того, как дела и поступки конкретного человека влияют на окружающих его людей;
  • желание помогать другим людям.

Социальные навыки предполагают умение индивида строить искренние взаимоотношения с другими людьми и выражать свою заботу и позитивное отношение к ним.

В эту категорию входят такие компетенции работника как:

  • умение грамотно строить взаимоотношения с людьми;
  • навыки организации труда на основе здравого смысла;
  • умение сотрудничать и работать в команде;
  • способность к разрешению возникающих конфликтов.

 

Личное влияние представляет собой способность индивида вдохновлять самого себя и других людей.

Здесь важны следующие компетенции:

  • наличие лидерских качеств;
  • умение создавать позитивную рабочую атмосферу;
  • способность добиваться положительных результатов не только от себя, но и от других людей.

 

Целеполагание подразумевает полное самосознание и по-строение своей жизни согласно своим индивидуальным целям и ценностям.

Оно включает в себя следующие компетенции:

  • умение ставить перед собой правильные цели;
  • способность их достигать.

Три из вышеперечисленных категорий – самосознание и контроль, эмпатия и целеполагание относятся к внутреннему миру индивида, остальные предопределяют его отношения с внешним миром. Тем не менее, важно понимать, что все они состоят в тесной взаимосвязи друг с другом. В основе «пирамиды» составляющих эмоционального интеллекта лежит целеполагание индивида, которое определяет его самосознание и контроль, зависящие друг от друга напрямую.

Следом идет эмпатия, которая также относится к внутреннему миру человека и должна проявляться индивидом до того, как он вступает в какие-либо отношения с внешним миром. Таким образом, эмпатия выступает в роли определенного переходного элемента между внутренними и внешними составляющими эмоционального интеллекта. Далее идут социальные навыки индивида и его личное влияние на окружающих.

Таким образом, для наиболее четкой диагностики потенциального работника необходимо разрабатывать психометрическую и общую оценочную модель, анализирующую все вышеперечисленные компетенции индивида, отражающие природу его эмоционального интеллекта. Основная задача такого рода модели заключается в глубинно-ориентированном подходе к оценке психологических качеств работника, что позволит более точно спрогнозировать его последующие действия и поведение в коллективе, а также определить необходимые области для его дальнейшего развития. 

Литература

  1. Hews G. Emotional intelligence: science and myth. – Massachusetts In-stitute of Technology, 2002.
  2. Hughes Marcia M. Emotional intelligence in action: training and coach-ing activities for leaders and managers. – Pfeiffer, 2005.
  3. Lynn Adele B. The emotional intelligence activity book: 50 activities for developing EQ at work. – AMACOM, 2000.

Автор: Д.Б. Аксюткина

Департамент по работе с персоналом

ФГУП Институт точной механики 

и вычислительной техники имени С.А. Лебедева РАН

(Российская Федерация, г. Москва)

Источник: Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сборник материалов Второй Международной научно-практической интернет-конференции.– М.: МАКС Пресс, 2010. С. 18-20

Контакты