HR-Performance

Микроменеджмент: инструкция по применению

Внауке управления существуют понятия «микрополитика» и «микроменеджемент». Микрополитика – устойчивая целенаправленная деятельность руководителей и других сотрудников по реализации личных интересов с помощью влияния на власть и организационный порядок, противоречащих официальным целям, ценностям и предписаниям организации.Особенность ее в том, что это устойчивая, преследующая перспективные цели деятельность, т.е. это как бы маленькая повседневная политика, которой пользуются в организации сотрудники для того, чтобы прочно обеспечить или защитить свои особые личные интересы. Например, существует такая категория сотрудников, которых называют «неуправляемыми». Кто требует к себе повышенного внимания, стремиться подчинить себе окружающих и оказывает на них нежелательное влияние. В таких случаях вы не можете изменить чужое поведение, но вы можете изменить свою реакцию на него.

Микроменеджмент – это определенные изъяны в поведении людей наделенных властью. Проявляется на всех уровнять управления. Микроменежмент зиждиться на корпоративной культуре и индивидуальном стиле. (Гарри Чемберс. Микроменеджмент. – М.: Претекс, 2007. – 250 стр.) То есть отличие первого от второго в том, что осознанное влияние на ситуацию в рамках коммуникации в коллективе со стороны любой категории сотрудников называется – микрополитикой, а подобное воздействие со стороны руководителя – микроменеджментом. 

1. Каковы предпосылки?

Развитию микроменежмета способствует взаимное поведение двух участвующих сторон: руководителя и подчиненных. В случае с подчиненными речь идет, прежде всего, о страхе сотрудников, например:

  • они сомневаются в своих силах оказать влияние на микроменеджера — руководителя. То есть боятся негативных последствий после высказанного недовольства руководителю, или бояться его неадекватной реакции;
  • они сомневаются в собственных профессиональных способностях, из-за постоянных упреков или бесконечных исправлений мнимых ошибок со стороны руководителя;
  • они бояться уронить себя в глазах окружающих;
  • боятся прослыть «белой овцой в стаде черных овец»;
  • боятся спровоцировать свою ненужность на работе;
  • вторжение в личное пространство, спровоцированное дополнительными вопросами работника руководителю, пугает большую часть сотрудников, которые приходят в офис, чтобы честно отсидеть свои законные 8 часов и мирно, никого не трогая, ровно в 18.00, припрыгивая второпях покинуть это насиженное любимое рабочее место.  Пусть лучше будет как есть – думает подчиненный, – нежели сейчас начнется подробный разбор того, что не так, и это даст возможность руководителю получить еще больше информации, чтобы использовать ее в своих интересах;
  • угроза конкуренции коллег, которые принимают поведение руководителя, правила его игры и следуют им, повышая шансы на доброе расположение к себе.


2. Как стать отличным микроменеджером?

Для одних микроменеджмент это беспорядок. Так как по их мнению микроменеджеры не сильны в формулировке задач, распределении ролей и ответственности среди подчиненных, поэтому они создают хаос бессознательно, или будучи убежденными, что все делают на благо общего дела. Для других микроменеджмент — это выверенный методичный подход руководителя к воздействию на ситуации в свою пользу. Для того, чтобы стать отличником по микроменеджменту нужно выучить несколько правил и неукоснительно им следовать:

Правило 1. Беспорядок появляется там, где отсутствуют четкие критерии работы.

Для того, чтобы установить беспорядок можно наделить подчиненного ответственностью за выполнение какой – либо работы, при этом объявить задачу при всех, так сказать с повышением вас Василий Петрович, а затем планомерно делать все, для того, чтобы человек не выполнил ввереные задачи:

  • не давать достаточно власти для принятия самостоятельного решения. Не давать право подписи на текущей документации;
  • каждый шаг утверждать самому;
  • обозначить бюджет, но не давать деньги, или давать, но по частям и с большими промежутками между выдачами, чтобы работа стояла как можно дольше;
  • установить размытые параметры результатов работы. То есть сформулировать цель так, чтобы 90% формулировки подчиненному пришлось самому додумать. А если додумает и начнет действовать, всегда говорить: «Я вам этого не поручал. С чего вы взяли, что нужно было делать именно так, а никак иначе?»;
  • обозначить неопределенные сроки. Например, указать «в течение третьего квартала», а отчет попросить в первых его числах, когда, конечно, еще ничего не будет готово.


Правило 2. Поглощать чужое время одна из самых важных забот микроменеджера

Для того, чтобы ежедневно демонстрировать тотальную занятость и катастрофическую нехватку времени, нужно раздавать свое время всем в офисе, а большую его часть, конечно, подчиненным. Например:

  • проводить экстренные собрания, чтобы показать, кто здесь босс и первые 20 минут спрашивать у экстренно собравшихся где их коллега, которого нет на собрании уже 20 минут. При этом не важно, что этот коллега отправлен на встречу собственным руководящим распоряжением, главное, чтобы все уяснили, что руководитель очень занят, а приходится отвлекаться на целых 20 минут, чтобы выяснить почему один сотрудник отсутствует;
  • назначать такие собрания необходимо за 10 – 5 минут до проведения, чтобы все сотрудники офиса понимали, как занят их босс и, что только при условии «оторвать» всех от дела он может провести это важное собрание;
  • а чтобы довести до всех подчиненных, собранных на совещание о котором было объявлено за 5 минут, которые еще не осознали, что у босса действительно нет времени, нужно на это собрание опоздать, желательно минут на 30 или лучше на час, это окажет наилучший эффект на понимание подчиненными важности работы руководителя; 
  • периодически вызывать к себе в кабинет на беседу подчиненного, а лучше сразу двух и как только они усядутся напротив, тут же набрать номер домашнего телефона и поинтересоваться у домочадцев кто во сколько проснулся, кто что поел, кто что одел, у кого какое мероприятие сегодня, кто кому должен позвонить после обеда, чтобы рассказать, что было съедено на обед, затем, минут через 40 положить трубку, перевести внимание на позеленевших подчиненных и начать: «Коллеги, мы сегодня собрались, чтобы обсудить очень важный вопрос: почему ваши планы напечатаны шрифтом Times new romance а не Arial?


Правило 3. При демонстрации своего превосходства все средства хороши

Для того, чтобы всем работникам офиса показать, что персона, проходящая мимо по коридору весьма важна в компании, чтобы подчиненные заслышав только лишь шаги выпрямляли спины и начинали нервно кликать мышкой, закрывая сайты социальных сетей, чтобы при одном только появлении важной персоны на горизонте у сотрудников ниже по должности возникало дискомфортное ощущение и желание съежиться, нужно делать следующее:

  • не здороваться с сотрудниками, которые ниже по должности, так как руководителю российского бизнеса это не идет; 
  • всегда думать, что все работающие сотрудники в офисе тупы до безобразия. При этом нужно помнить, что вопросы таким подчиненным нужно формулировать тупые, это необходимо, чтобы спуститься до их уровня. А когда они будут переспрашивать, будто им непонятен вопрос, можно еще раз убедиться, что они действительно тупы;
  • уничтожать всякую угрозу появления превосходства в образовании, мышлении, внешности и т.д. в рядах подчиненных. Если кто-то из подчиненных сказал, что собирается повысить квалификацию, нужно сразу что – то предпринять, чтобы от него избавиться;
  • уничтожать любую инициативу подчиненных на корню. А если сильно хотят, пусть присылают по e-mail, через «почту россии», приносят в распечатанном виде свои инициативы, ведь всегда можно отложить на неопределенных срок, передать несуществующему эксперту, потерять…;
  • объясняться как можно более размытыми фразами, чтобы сотрудник точно выполнит то, что не нужно, за что в результате его можно будет наказать;
  • самым важным занятием должно стать подписание бумаг. Так как право на подпись придает наивысшую значимость персоне руководителя в компании и возможность стать отличником по микроменеджменту. Дать наказ своему секретарю, чтобы она собирала все бумаги на подпись. И выделить один день в неделю, а лучше в две недели, для их подписания, чтобы подчиненные наверняка не начали во время выполнять работу, зависящую от подписи руководителя;
  • публично порицать подчиненных. Каждое собрание нужно начинать с того, что учинять разбор полета кому-нибудь из сотрудников в течение не менее 15 минут, например за использования в корпоративной переписке «ненадлежащей подписи», которая содержит только имя, фамилию, наименование компании, отдела, телефона мобильного, корпоративного, внутреннего, но не содержит кавычек в названии компании. Подпись всегда значит больше, чем содержание и чистота текста письма.


3. Как приучить подчиненных к микроменджменту ?

Для этого нужно вводить микроменджемнт постепенно.

Например:

  • приучать подчиненных, начиная с мелких истерик. Если никто не встанет и не уйдет и не бросит в лицо клавиатурой, то завтра можно будет повторить истерику с  добавлением количества дурных слов, повышением голоса, сиренным визжанием  и т.д. Со временем все привыкнут;
  • отправлять своих сотрудников в командировки для важной презентации компании так, чтобы время полета было как можно дольше, с несколькими пересадками, желательно ночное, а начало презентации назначено на утро; 
  • оценивать работу сотрудников только по тем функциональным задачам, с которыми они справляются хуже остальных, так будет возможность доказать, что они не по праву занимают свою должность и все тут держится только благодаря руководителю;
  • всегда поощрять слабых сотрудников и тех, кто выслуживается. При этом игнорировать сильных и самостоятельных работников;
  • возвращать на доработку каждое выполненное задание и указывать на ошибки, даже если их нет в самой работе. Главное, чтобы работа возвращалась за 5 минут до конца рабочего дня с требованием «исправить сейчас»;

 

Автор: Таловерова Людмила 

 

Контакты