HR-Performance

Компетенции менеджера по персоналу по Брайану Беккеру

Совокупность знаний, набор ожидаемых моделей поведения и конкретные требования к результатам деятельности людей, занимающихся управлением трудовыми ресурсами. Такие специфические знания и модели поведения и есть компетенции.

 «Компетенции – это знания, навыки, способности и личностные характеристики сотрудника, оказывающие непосредственное влияние на результаты его деятельности. В сфере менеджмента концепция индивидуальных компетенций имеет давнюю истории. Многие организации пытались определить важнейшие компетенции, проводя опросы линейных менеджеров о том, чего они ожидают от функции трудовых ресурсов и какого рода компетенции специалистов по персоналу следует использовать в качестве шаблона.

Подобный подход предусматривает, что у каждой компании могут быть свои уникальные ожидания в отношении профессионалов в области человеческих ресурсов и что линейные менеджеры, будучи основными клиентами, играют главную роль в формировании этих ожиданий. Автор приводит пример исследования, проводившегося в 1990 году компанией Towers Perrin в сотрудничестве с IBM.

В опросе участвовали три тысячи менеджеров по персоналу, консультантов, линейных руководителей и ученых по широкому ряду вопросов, имеющих отношение к трудовым ресурсам. Это исследование выявило разнообразные точки зрения на компетенции в области трудовых ресурсов.

Четыре опрошенные группы среди наиболее популярных типов компетенций назвали следующие:

  • компьютерную грамотность (линейные руководители);
  • обширные знания и видение в области трудовых ресурсов (ученые теоретики);
  • способность предвидеть последствия изменений (консультанты);
  • уровень образованности и способность оказывать влияние на линейных менеджеров (руководители функции трудовых ресурсов)[1].


Мнение респондентов кажется весьма закономерным: учение ратуют за знания, линейные руководители – за навыки отчетности и оперативного предоставления информации, консультанты – за управление изменениями, сами менеджеры по персоналу – за образованность, или можно интерпретировать как квалифицированность. Следует отметить, что не смотря на двадцатилетнюю давность исследования, все установленные показания остаются актуальными.

На сегодняшний день, в нашей стране, по – прежнему наиболее востребованной на рынке труда остается компьютерная грамотность специалистов и менеджеров в области управления персоналом. В связи с ориентацией деятельности по управлению персоналом на реализацию бизнес – стратегии организации, все более актуальной становиться управление изменениями в российских компаниях. А современные опросы показывают, что специалистов по управлению персоналом с высшим образованием очень мало на рынке труда.


Описание и относительная важность разных сфер компетенций специалистов в области трудовых ресурсов

Сфера компетенций Ранг по степени важности Конкретные компетенции (в порядке степени важности)
Персональное доверие 1 Имеет послужной список успехов в прошлом
Пользуется доверием
Побуждает других поверить в свои силы
Ладит с основными заинтересованными сторонами
В высшей степени честен
Задает важные вопросы
Направляет сложные идеи в нужном направлении
Берет на себя риск в нужной степени
Делает честные и справедливые замечания
Предлагает альтернативные идеи относительно решения бизнес-проблем
Способность управлять изменениями 2 Налаживает с окружающими взаимоотношения, основанные на доверии
Имеет видение
Играет активную роль в процессе внедрении изменений
Формирует с окружающими взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и поддержке
Поощряет в окружающих креативность
Рассматривает специфические проблемы в контексте боле крупной системы
Выявляет наиболее важные проблемы, препятствующие достижению успеха в бизнесе
Способность управлять культурой 3 Делиться знаниями в рамках всей организации
Стимулирует и одерживает прецесс преобразование в сфере организационной культуры
Переводит жеательную модель культуры в конкретные поведенческие шаблоны
Бросает вызов сложившемуся положению вещей
Выявляет культуру, необходимую для реализации стратегии фирмы, и формирует ее привлекательным и вдохновляющим для работников способом
Поощряет служащих действовать в соответствии с желательной культурной моделью
Нацеливает внутреннюю организационную культуру на удовлетворение потребностей внешних клиентов
Профессионализм в своей области деятельности 4 Эффективен в области устных коммуникаций
Совместно с менеджерами разрабатывает четкие и последовательные послания для работников
Эффективен в области письменных коммуникаций
Способствует процессу реструктуризации организации
Разрабатывает программы развития, стимулирующие изменения
Определяет структуру процессов внутренних коммуникаций
Привлекает подходящих сотрудников
Разрабатывает системы оплаты труда и премиальных вознаграждений
Способствует широкому распространению информации о клиентах в рамках всей организации
Понимание бизнеса 5 Разбирается в следующих вопросах и областях:
Деятельность трудовых ресурсов
Организационная структура
Анализ конкурентов Финансы
Маркетинг и сбыт
Компьютерные информационные системы

Брайан Беккер отметил, что «Человек, который не смог найти свое место в бизнесе, в итоге оказывается в сфере управления трудовыми ресурсами»[2].

На сегодняшний день, это подтверждается опросами среди менеджеров по персоналу и исследованием резюме, выставляемых соискателями в поисках своего места в области управления персоналом. Многие из них получали первое образование в самых разных областях и занимали различные должности, прежде чем перейти в менеджмент персонала.

При этом, большинство не получило специального образования в области управления персоналом, и новое неизвестное направление деятельности осваивалось интуитивно, на основе субъективных представлений и опыта. Таким образом, вопрос о путях приобретения компетенций менеджеров по персоналу их качестве и оценке остается открытым.

Беккер, Брайан.И., Хьюзлид, Марк А., Ульрих, Дэйв. Измерение результативности работы HR – департамента. Люди, стратегия и производительность Пер. с англ. – М.: ООО И.Д. Вильямс», 2007. – 304 с. С. 218.

Add comment

Мила Таловерова — HR-Тренер

Контакты