HR-Performance

Показатели результативности в системе сбалансированных показателей

Рамперсад Х.К. предлагает универсальную систему показателей деятельности, при этом, автор указывает, что ее отправной точкой служит индивидуальность человека. Автор отмечает, что показатель результативности представляет собой единицу измерения, связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью, с помощью которой оценивается работа процессов: «это стандарт, позволяющий количественно оценить степень достижения стратегической цели. Благодаря показателям результативности организационное видение и цели становятся измеримыми. Целевое значение показателя отражает конкретное значение, которого нужно достичь».

Автор рассматривает ключевые показатели эффективности как часть системы сбалансированных показателей. Примеры возможных показателей результативности для каждой перспективы сбалансированной системы показателей приведены в таблице.

Таблица №1. Показатели результативности для каждой перспективы сбалансированной системы показателей

 

Показатели результативности

Финансовая перспектива

Акционерная стоимость
Доход
Доход на инвестиции
Уровень инвестиций
Денежный поток
Рост доходов
Доход от продаж
Процент операционных издержек в доходе от продаж
Маржа
Рентабельность = доход т продаж / издержки + полученные проценты
Процент отклонения от бюджета
Производительность = входы /выходы = результат / затраты
Фактическая производительность = фактический результат / фактические затраты
Ожидаемая производительность =  ожидаемый результат / ожидаемые затраты
Результат = выход (число единиц произведенной продукции x цена продажи) + дивиденды
Производительность труда = результат / издержки на персонал
Издержки на персонал = человеко-часы x часовая расценка
Производительность основного капитала = результат / затраты на капитал
Затраты на капитал = ежегодная стоимость использования основных производственных средств
Рентабельность материалов = результат / затраты на материал
Затраты на материалы = затраты на закупку материалов – затраты  на хранение
Прочая производительность = результат / прочие расходы
Прочие расходы = расходы на электроэнергию, обслуживание оборудования, страховании и др.
Интегральная производительность = результат / (издержки на персонал + затраты на капитал + затраты на материалы + прочие расходы)
Результативность = фактический результат / ожидаемый результат
Валовая добавочная стоимость = доход от продаж – стоимость использованных сырья и материалов, товаров и услуг, необходимых для производства данной продукции
Чистая добавочная стоимость = валовая добавочная стоимость – амортизация
Сумма добавочной стоимости в ежегодном доходе от продаж
Доля закупок как процент от продаж
Скорость оборота запасов
Процент запасов
Покупная цена в сравнении с рыночной
Доля закупок по отношению к продажам
Число поставщиков
Процент дохода от новых продуктов

Перспектива потребителей

Доля рынка
Рост рынка
Процент потребителей, которые прекратили покупки из-за неудовлетворенности
Число высокоудовлетворенных потребителей
Степень удовлетворенности потребителей
Число потенциальных потребителей
Потенциальные статьи дохода
Время ответа на претензию потребителя
Время разрешения претензии потребителя
Уровень лояльности потребителей
Число «залежалых» товаров
Издержки, связанные с потерей потребителя или привлечением нового потребителя
Потери от продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителей
Число встреч с группами потребителей с целью уточнения их требований, запросов, изучения идей и анализа претензий
Число конкретных целей, направленных на удовлетворение запросов потребителей
Процент телефонных звонков отвеченных не позже третьего сигнала
Доступность
Затраты на маркетинг
Уровень удовлетворенности внутренних потребителей
Время доставки (время между размещением заказа и доставкой)
Время, необходимое для того, тобы сделать заказ
Процент нарушений сроков поставки
Время ответа на запрос о сервисном обслуживании
Число контактов с потребителями
Число рыночных исследований
Число рекламаций
Число претензий покупателей
Процент возврата товаров
Процент потребителей, довольных тем, как организовано взаимодействие фирмы с ее клиентами

Перспектива внутренних процессов

Эффективность = ожидаемые затраты / фактические затраты
Время выпуска = время обработки + время на перемещение + время ожидания (хранения)
Эффективность производственного цикла = время обработки / время выпуска
Время простоя
Число поломок
Готовность оборудования = средняя наработка на отказ / среднее время ремонта
средняя  наработка на отказ
среднее время ремонта
процент отказов = (число отказов / общее число проверенных продуктов) x 100 %
процент отказов = (число отказов / время работы) x 100%
время обработки в сравнении с временем ожидания
готовность оборудования (к эксплуатации) = (время работы – время простоев/ время производства) x 100%
Длительность ремонтного цикла = время устранения неполадки + время после обнаружения неполадки
Скорость выставления счетов
Время доставки (между заказом и доставкой)
Время для подготовки предложения
Время реакции на запросы о сервисе
время разработки продукции

Перспектива знаний и обучения

Производительность труда = результат / издержки на персонал
Добавочная стоимость / издержки на персонал
Добавочная стоимость / число работников
Добавочная стоимость / продолжительность рабочего времени
Прибыль на одного работника
Доход от продаж на одного работника
Доступность стратегической информации
Уровень коммуникативной компетентности работников Число неудач с компетенцией
Процент имеющихся навыков
Число необходимых навыков
Число обязательных или посещаемых учебных курсов
Процент квалифицированных работников
Процент работников, обученных необходимым навыкам
Процент работников, нуждающихся в получении важных навыков
Расходы на обучение сотрудников
Расходы на обучение руководства и рядовых сотрудников
Расходы на обучение как процент от продаж
Число решенных проблем
Среднее число предложений от одного сотрудника
Число реализованных предложений
Полезная стратегическая информация как процент от доступной информации
Процент работников, сфера компетенции которых определена
Степень присутствия инновационных технологий
Процент доступных стратегических навыков
Среднее время нахождения сотрудника на определенной должности
Процент сотрудников, личные цели которых согласуются с общими целями организации

Представленный автором перечень сформулирован в форме численных соотношений, готовых формул, для вычета средних значений, которые и предлагается использовать в качестве показателей. Однако в большинстве своем, перечисленные показатели требуют уточнения. Например, производительность равна соотношению результата и издержек на персонал, в данном случае возникает вопрос, что автор предполагает под результатом?

Или, например, «уровень коммуникативной компетентности работников», какими критериями необходимо измерять «уровень». Также, измерение показателей процентным соотношением требует предварительных расчетов требуемых (ожидаемых) числовых значений. Некоторые из них могут быть измерены только при условии использования соответствующей системы автоматизации, например «количество звонков, отвеченных не позднее третьего сигнала».

При этом, автор не проводит разграничения между подразделениями, руководителями или сотрудниками, которые должны достигать приведенные группы показателей. В связи с этим, из приведенных автором показателей, могут быть выделены те, которые соотносятся с основными направлениями деятельности сотрудника, и использовать их в качестве основы, для разработки показателей эффективности индивидуальной деятельности.


Источник: Рамперсад, Х. К, Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 109 — 111

Add comment

Мила Таловерова — HR-Тренер

Контакты